К отдыху на речных теплоходах наша семья пристрастилась уже давно, еще во времена Советского Союза, когда о поездках на зарубежные курорты нельзя было и мечтать. С тех пор наезженно не мало, только до Астрахани мы плавали 8 раз.
Некоторые наши знакомые спрашивают: Зачем вы едите, по одному и тому же маршруту уже черт знает, в какой раз, не надоело? Вы же там уже все видели?
Конечно видели, но каждый год что ни будь меняется, и потом мы получаем удовольствие не только от экскурсий и знакомства с местными достопримечательностями, но и от самой поездке на теплоходе.
Те из наших друзей кто хоть раз сплавал с нами в круиз, таких вопросов больше не задают, а собираются снова на теплоход.
Теплоходы, курсирующие по нашим речным просторам, делятся на две категории, рейсовые и туристические. Туристические теплоходы более комфортабельные, в основном новой постройки, хотя встречаются и старой, но улучшенной планировки. Рейсовые теплоходы постройки шестидесятых годов, и, к сожалению, с каждым годом они не молодеют (впрочем, мы тоже).
Разница в ценах примерно следующая, за сумму, потраченную на поездку на новом, комфортабельном туристическом теплоходе со всеми удобствами (в каюте душ, туалет, холодильник и кондиционер) на 4 дня Москва - Мышкин - Москва, можно отправиться на рейсовом теплоходе по маршруту Москва - Астрахань - Москва на 18 дней. Правда, на туристическом теплоходе в цену путевки входят питание и экскурсии, а так же развлекательная программа (массовик затейник) на борту теплохода.
Мы в основном пользуемся рейсовыми теплоходами, наш любимый маршрут Москва - Астрахань - Москва. Особенных удобств, в каютах там нет (только умывальник), туалеты общие, душевые кабины за отдельную, символическую плату. Холодильник тоже общий и за деньги. В каждой каюте, по идее, должен быть вентилятор, но они уже давно исчезли, по этому мы берем с собой свой, в жаркую погоду, особенно южнее Самары, очень нужная вещь. Экскурсии можно заказать в любом городе, на каждой пристани Вас встречают местные туроператоры.
Каюты на теплоходе подразделяются на разные категории, от "люкса" до 3-го класса (трюм). Ни в "люксе" ни в трюме мы не плавали, а остальные категории перепробовали все. Разница в цене за одно место между 1"А" (одно-двух местная каюта на верхней "шлюпочной" палубе) и 2"Б" (четырехместная каюта на "главной" палубе) примерно в два раза. Так что по финансам есть выбор.
По поводу питания, на теплоходе есть ресторан и буфет, цены там вполне приемлемые, но можно питаться в городах, это дешевле. Мы, например, в ресторане только обедаем, утром нам хватает чая и кофе с бутербродами в каюте, а вечером обычно устраиваем посиделки с выпивкой (в меру конечно, что бы за борт не упасть). Продукты покупаем на одной из стоянок. По поводу чая, на главной палубе стоит "титан" с кипятком, а так же с холодной питьевой водой, так что кипятильник брать с собой не нужно. Для любителей позагорать на теплоходе есть солярий и там же душ для споласкивания.
Теперь о самом круизе. Приведу примерное расписание маршрута Москва - Астрахань - Москва исключая мелкие остановки (до 30 минут).
1-й день отплытие из Москвы 19 ч. 30 мин.
2-й день Углич с 17 до 19 часов
3-й день Ярославль с 7 до 11-30 / Кострома с 16 до 20. / Плес с 22 до 23 .
4-й день Н. Новгород с 12-30 до 15-30.
5-й день Казань с 10-30 до 13-30.
6-й день Самара с 10-30 до 13-30. / Виновка (зеленая стоянка) с 15 до 17.
7-й день Саратов с 12 до 13-30.
8-й день Волгоград с 8 до 12-30.
9-й день Астрахань с 9 до 18.
10-й день Ахтуба (зеленая стоянка) с 14-30 до 16-30. / Ахтюбинск с 17 до 18.
11-й день Волгоград с 7 ч до 12 ч 00 мин.
12-й день Саратов с 8 до 12. / Усовка (зеленая стоянка) с 14-30 до 16.
13-й день Виновка (зеленая стоянка) с 10 до 12. / Самара с 15 до 18.
14-й день Ульяновск с 7 до 9. Казань с 19 до 22.
15-й день Чебоксары с 7 до 11. / Козьмодемьянск с 14 до 16. / Юрино (зеленая стоянка) с 17 до 18-30.
16-й день Н. Новгород с 6 до 10. / Городец с 15 до 17.
17-й день Ярославль с 8 до 10. / Рыбинск с 14 до 16.
18-й день Прибытие в Москву 20 часов 00 минут.
Расписание год от года может меняться,
В каждом городе туристов встречают местные туристические агентства и предлагают автобусные и пешеходные экскурсии, цены вполне умеренные, а посмотреть действительно есть чего.
В Угличе - храм на крови построенный на месте убийства царевича Димитрия.
В Ярославле - великолепный кремль со звонницей, там же музей колоколов.
В Н.Новгороде - интересная автобусная экскурсия по Горьковским местам, Чкаловская лестница, кремль.
В Казани - университет где учился Ленин, озеро Кабан, где по легенде до сих пор покоятся на дне несметные богатства Казанского хана, а так же местный кремль с падающей башней (вроде Пизанской).
Самара - очень интересный город, советую посетить местный католический собор, Вы обязательно обратите на него внимание, когда будете подплывать к городу, он напоминает замок злодеев из Диснеевских мультфильмов. А так же бункер, построенный для Сталина в период войны. Набережная Самары представляет собой один огромный пляж, протянувшийся через весь город.
Саратов - один из самых чистых и ухоженных городов, по городу приятно прогуляться. Кстати именно с Саратова начинается резкое понижение цен на фрукты, рыбу и т.д. А уж какие там раки, это что то.
Про Волгоград, я думаю рассказывать не надо, побывать на Мамаевом кургане должен каждый, кто туда приезжает.
Астрахань - интересный кремль, можно подняться на башню по довольно шаткой лестнице, а потом спуститься в каземат и осмотреть орудия пыток. Там же великолепный собор, действующий. Обязательно посетите рыбный рынок, особенно если Вы едите в июне. Таково количества воблы и другой рыбы я ни где не видел, а цены просто смешные. Так же советую посетить "Татар-Базар", фрукты, помидоры, арбузы и дыни по ценам каких в Москве и не бывает.
Очень интересный городок Козьмодемьянск, именно с этот город является прототипом знаменитых Васюков из романа Ильфа и Петрова "Двенадцать стульев".
А сколько интересного можно увидеть во время самого плавания. Жигулевские горы и прикаспийские степи, Вы будете каждый день наблюдать, как меняется природа. Леса переходят в лесостепи и дальше в степь. В некоторых местах, в водохранилищах, Волга настолько широка, что теплоход плывет как по морю, берега не видно, ни с какой стороны. Там даже бывают шторма, мы разок попали, качало очень прилично, но теплоходы на такие случаи рассчитаны.
Когда проплываешь через Калмыкию, на утро после отплытия из Астрахани, теплоход атакуют местные браконьеры на моторных лодках, управляют они моторками рискованно и виртуозно. Они предлагают, свежую рыбу (в основном осетров) и черную икру, очень дешево. Смотреть на это очень интересно, но брать не советую, могут запросто надуть, подсунуть крашенное пшено.
А какие на Волге закаты, это надо видеть, фотографии не могут передать всего что мы видим, а уж что чувствуем и подавно.
В каждом городе есть свое, местное пиво, а в Чебоксарах даже "Музей Пива". Являясь поклонником этого напитка я пробую его в каждом городе, кстати, на местах вкус его отличается от того что продают в Москве. Например, в Казани я местное пиво пью с огромным удовольствием, а в Москве не беру.
В общем, поездка на теплоходе, по нашему мнению, прекрасная возможность расслабится, отдохнуть и узнать много нового и интересного.
В этом году цены на рейсовые теплоходы выросли по сравнению с прошлым годом в 1, 8 раза. Это конечно плохо, но зато билеты можно купить свободно. В прошлом году приходилось ходить отмечаться целый месяц, что бы купить билет. Теплоходы были битком набиты. Сейчас ходят полупустые. Такая ситуация уже была лет 10 назад, потом за счет инфляции и всеобщего подорожания цены стали снова удобоваримыми, и очереди на билеты возникли снова.
Спасибо всем кто дочитал до конца. Если возникли какие ни будь вопросы, присылайте, отвечу.